Как зародилась наука Ароматерапия. Факты и история

Как зародилась наука Ароматерапия. Факты и историяАроматерапия. Факты и история.

Как зародилась наука Ароматерапия. 

Ароматерапия — это старинный метод врачевания натуральными средствами, который появился около 5000 лет назад. Эфирные масла знакомы человечеству с древнейших времен.

Ни для кого не секрет, что растительный мир появился на нашей планете задолго до появления на ней человека. На протяжении миллионов лет растения рождались и умирали, боролись с испепеляющим солнцем и обжигающим холодом, испытывали на себе воздействие радиации и электромагнитных бурь, приспосабливались к окружающей среде и воевали с вирусами. Растения победили в этой битве за жизнь, они приобрели огромный опыт борьбы за жизнь.

Тем самым растения как бы подготовили благоприятную почву для появления на Земле человека. Они взяли его под свою защиту, передали ему весь свой опыт выживания, тем самым помогли  человеку выжить. Длительный совместный путь людей и растений привел к тому, что за тысячелетия человек сумел выявить наиболее опасные растения, найти самые полезные и получить знания о том, как их использовать.

А началось все с того…что

Пещерный человек поклонялся огню и дыму. При сжигании веток различных деревьев и кустарников внимание людей привлекали запахи, одни из которых веселили их, другие расслабляли или помогали больным. Стали появляться знатоки целебного дыма, колдуны, знахари, шаманы. Постепенно люди познавали целебные свойства растений и их ароматов, по крупицам накапливая новые знания и передавая их из поколения в поколение.

В период неолита люди уже научились получать оливковое масло, используя его для пищи, а затем для изготовления ароматического масла, которое они применяли для защиты кожи от солнечных лучей, для ухода за телом, натираний. Ароматические травы использовались для приготовления пищи, напитков.

Первое упоминание о процессе дистилляции, получении эфирных масел восходит к временам хараппской культуры (возникла на территории полуострова Индостан, современный Пакистан): археологами обнаружен город, насчитывающий 5 000 лет, в котором найдены сосуды для дистилляции. Преемницей хараппской культуры является ведийская медицина, затем тибетская и китайская. Хараппская культура применяла эфирные масла на 1 000 лет раньше  Египта. Египтяне же развили индустрию получения эфирных масел. Письменность хараппской культуры не расшифрована до сих пор.

При раскопках древнего Египта, Индии, Аравии, Китая, Греции и Рима многочисленные письменные источники содержат указания по получению и использованию ароматических веществ.

Древний Египет.

Считается, что Ароматерапия получила свое зарождение на территории Египта. Окуривание благовониями проводилось повсеместно: в храмах, дворцах и даже в самых бедных домах. Во время важнейших празднеств на городских площадях использовались особые ароматические вещества. В обычные же дни курились ароматические благовония, определяемые по своему назначению как утренние, полуденные, вечерние. Так, по дошедшим до нас сведениям, в полдень, когда воздух слишком наполнялся испарениями земли, египтяне практиковали окуривание миррой. На заходе же солнца — благовонием, состоящим из 16 ингредиентов: пахучего тростника, можжевельника, кипариса, мирры, ладана, шалфея, мяты, розмарина, шафрана, кардамона, мха и т. д. Приготавливая это благовоние, растительные травы настаивали сначала на меду и вине, а затем добавляли в канифоль или битум.

Слава египетских жрецов в области использования ароматов была настолько велика, что многие мудрецы и целители из разных стран шли в Египет за знаниями. Именно священники прописывали лекарства и только они знали всю силу масел, которую они также использовали для формирования настроений во время религиозных церемоний. Египтяне очень хорошо знали о способности ароматов воздействовать на эмоции. У каждого фараона имелось множество различных духов, созданных именно для него. Они предназначались для подъема настроения, устранения нервозности, усиления полового возбуждения, успокоения, а на случай войны — создания агрессивного настроения. Духи и религия имели тесную связь. Египтяне украшали своих богов ароматическими маслами, иногда их статуи намазывали благовониями. Например, мирра посвящалась луне, а ладан — богу солнца Ра.

Масла в то время в основном получали не выгонкой, а путем помещения ароматических растений или смоляных ходов в животный жир, который затем выставлялся на солнце и пропитывался ароматами, или же путем помещения растительного материала в оливковое или кунжутное масло.

Легендарная Клеопатра, которая вовсе не была красавицей, очевидно, знала об усиливающих половое влечение свойствах масел и соблазнила Антония после ванны с жасмином в своей комнате, усыпанной лепестками роз. Состоятельные египтянки после бани с удовольствием принимали процедуры ароматического массажа. Девушки-рабыни наносили на кожу пациенток омолаживающие ароматические масла. Кедровое масло пользовалось особым успехом. Египтянки знали даже о контрацепции. В качестве спермицидов применяли особые смеси ароматических веществ, вводя их внутрь женского органа.

Долина Нила получила название «колыбель медицины». Египтяне специально ввозили и разводили у себя самые экзотические растения со всего мира. Очень известными были египетские ботанические сады, в которых произрастали растения даже из таких далеких стран, как Китай и Индия. Сюда привозили и выращивали такие лекарственные растения, как кедр атлантический, коричное дерево, ладан, мирру. Когда начался исход евреев из Египта в Израиль, около 1250 года до н. э., они захватили с собой много ценных смол и масел. В Ветхом и Новом Заветах Библии есть многочисленные ссылки на масла, и среди них: аировое, кассийное, коричное, иссоповое, оливковое. Новорожденному Иисусу Христу волхвы преподнесли в дар ладан и мирру.

Александрия была великим хранилищем знаний древнего мира. Ее знаменитая библиотека содержала в себе почти миллион работ. Однако после пожара было уничтожено почти 90% знаний о древнем мире. Несмотря на это, сохранившиеся папирусы по алхимии помогают нам понять благоговейное отношение египтян к ароматическим веществам. Они считали благовония, косметику и душистые масла вещами, дарующими жизнь.

Занимающие столь важное место в жизни этого народа ароматам, отводилась не менее значимая роль и в питании. Их вина и продукты были ароматизированы. Тмин, корица, анис, как способствующие своим ароматом пищеварению, добавлялись в хлеб. Лук, чеснок, благодаря своим возбуждающим и антибактериальным свойствам, входили в группу главных продуктов питания. Во время пиров на всех столах лежали головки с чесноком; его давали также рабам, строившим пирамиды, чтобы никакая болезнь не помешала важной работе по возведению гробницы их фараона.

В папирусах Древнего Египта записано, что Имхотеп — египетский бог врачевания и целительства — советует добавлять ароматические масла в воду при купании, втирать в кожу при массаже, а также использовать их для бальзамирования умерших. Древние египтяне даже изобрели примитивный дистилляционный аппарат для получения не очищенного экстракта масла кедрового дерева.

Древний Египет был поистине великой цивилизацией в использовании и развитии ароматерапии. Ароматы нашли широкое применение в повседневной жизни древних египтян. Их использовали для дезинфекции воздуха в жилище и храмах, ухода за кожей тела, приготовления ароматических ванн, ароматизации белья, их добавляли в пищу и вино. Египетские жрецы использовали эфирные масла не только при бальзамировании фараонов, как сказано в папирусах, но и лечили ими психические заболевания.

Египетская царица Клеопатра умащала ароматами паруса своей лодки, и когда она плыла по Нилу, люди думали, что плывет богиня. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан, запах которого «открывает» душу. В пирамидах обнаружили мази, баночки с косметикой и бутылочки с маслом, с все еще ощутимым запахом ладана и бензоя.

Древняя Греция.

Древние греки также изучали целительные силы растений, причем большая часть их медицинских познаний была заимствована у египтян. Они открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут: возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.

Греки продвигали знания о ароматах и их целебной силе, изучая медицинскую ценность растений, совершенствуя умение вымачивания цветочных лепестков в маслах-носителях, таких как оливковое масло, для медицинского и косметического применения.

Особенно популярны были в Древней Греции роза, фиалка и мирра. Руки афинских женщин пахли мятой, а аристократы после еды омывали руки в лавандовой воде. В Греции появляются и первые парфюмеры — «винокуры мазей», составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, аниса, корицы… Многие из этих сочетаний применяются и сейчас в духах и одеколонах, которыми пользуемся мы.

Греческие врачи, такие как Гиппократ, Гален и Диоскорид, внесли свою лепту в развитие мира, написав ряд трудов и проведя исследования по растениям. Многие из их открытий были подтверждены исследованиями уже в этом столетии.

Самый знаменитый из греков, конечно, Гиппократ (460—370 годы до н. э.), его называют «отцом медицины». Он был сторонником целостной холистической системы лечения (то есть сторонником устранять причины болезней, а не только бороться с симптомами, использовать естественную способность тела к самооздоровлению) и рекомендовал ежедневные ароматические бани и массаж. Гиппократ был знаком с антибактериальными свойствами определенных растений и однажды, во время чумы в Афинах, умолял людей жечь эти растения на улицах, чтобы ароматические благовония защищали их.

Греческий врач Асклепиад (128—156 годы до н. э.) верил в «легкие» виды терапии, такие, как купание, массаж, музыка, ароматы, вино. Он выступал против слабительных и рвотных средств, очень популярных в то время. Теофраст, знаменитый греческий ботаник, ратовал за использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Благодаря этому он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы.

Гален, врач гладиаторов, обнаружил, что при смешении растительного масла, воска и воды получается крем, освежающий и сохраняющий кожу пластичной. Фактически, он первым создал кольдкрем. Греческие солдаты, отправляясь на битву, возможно, брали с собой «аптечку» — небольшой мешочек с миррой, помогавшей залечивать раны.

Другой известный грек Мегаллус создал эффективный препарат, содержавший кассию, корицу, мирру. Препарат получил название «Мегалейон» и был известен во всей Греции. Он использовался не только как духи, но и в медицинских целях. Имея в своем составе много мирры, он уменьшал воспаление кожи и залечивал раны.

Во время больших религиозных празднеств там также курился фимиам. Одежда, продукты и вина были ароматизированы. Масла, мази, помады пользовались огромной популярностью.

Древний Рим.

Римляне, следуя влиянию египтян, создали процветающую парфюмерную промышленность. Они очень любили ароматические масла, мази, помады, духи. Умащали душистыми веществами свои волосы, тела, одежды, постели, даже военные флаги и стены своих домов. Римские проститутки обильно пользовались духами. Чтобы создать у гостей жизнерадостное настрое­ние, в Древнем Риме было принято обрызгивать ком­наты мятной водой. А студентам, чтобы активизиро­вать работу мозга, рекомендовали во время занятий носить на голове венки из мяты. Во время эпидемий на улицах Древнего Рима разводили костры и сжи­гали траву лаванды. Римских парфюмеров было очень много, и они занимали определенную часть в городе. В Капуа, городе, известном своей роскошью, они занимали целую улицу.

Излюбленными в применении были розы, из которых готовили розовую воду в огромных количествах. Лепестками роз, слоями в несколько дюймов, устилали полы дворцов. Комнаты в золотом дворце Нерона покрывались ковром из ле­пестков роз высотой до 10 см. В потолках дворцовых залов были устроены специальные приспособления, из которых падали цветы и их лепестки.

Римляне использовали 3 вида душистых веществ: твердые мази, пахнущие масла и порошки, используя для них почти все известные цветы от розы до нарцисса. Из масел самым известным было шишинум, которое делалось из меда, корицы, мирры и шафрана. Потребление ароматических растений в Риме было настолько распространено, что в 65 году вышел закон, запрещавший простым гражданам использовать масла корицы, ладана, лавра и можжевельника. Объяснялось это опасением, что ароматического материала может не хватить для жертвоприношений богам.

Большое внимание уделялось полезности приема ванн. Богатые и светские люди строили в своих домах пышные банные палаты, в которых можно было проводить званые вечера, люди наслаждались продолжительными ритуалами купания в теплой воде. Они использовали такие масла, как лаванда, для придания благоухания воде, а затем, после приема роскошных ванн, следовал массаж, тоже с применением благовонных масел. Также они осуществляли то, что сегодня известно под техникой эффективного удаления грязи и мертвых кожных клеток. Смесью пемзы с оливковым маслом растирали все тело, затем при помощи узкого скребка, лопаточки, удаляли полученную смесь с кожи, оставляя ее мягкой и чистой. Простые смертные, ясное дело, ходили в городские бани.

Идя на бой, римские легионеры брали с собой мирру для залечивания ран. Знания о целебных свойствах растений распространялись повсеместно по всей разрастающейся империи. Куда бы ни направлялись римляне, они собирали и сажали семена растений. В Британии, например, сажали петрушку, шалфей, сладкий укроп, розмарин, тимьян.

Древнегреческие олимпийцы для увеличения сил и выносливости в большом количестве применяли душистые вещества. Согласно историческим данным во II веке  до нашей эры.

Южная Аравия вывозила в Грецию и Рим около 4000 тонн ароматических веществ в год. На Востоке розовое масло ценилось дороже золота, так как его широко применяли не только в косметических целях, но также от бессонницы, головной боли, при заболеваниях дыхательных путей, камнях в почках и желчном пузыре.

Римляне создали процветающую парфюмерную промышленность. Они умащали эфирными маслами свои волосы, одежды, тела, постели, даже военные флаги и стены своих домов. Излюбленными в применении были розы, из которых готовили розовую воду в огромных количествах. Лепестками роз, слоями в несколько дюймов, устилали полы дворцов. Потребление ароматических растений в Риме было настолько распространено, что вышел закон, запрещающий простым гражданам использовать

эфирные масла корицы, ладана, лавра и можжевельника.

Начало более глубокого изучения эфирных масел с химической точки зрения положили в античные времена арабы. Именно они первыми начали экстрагировать розовое масло, которое ценилось выше, чем золото.

Древний восток.

Знаменитейший арабский врач Абу Али ибн Сина (980-1037), более известный как Авиценна, оставил после себя научные труды, в которых описал более 800 растений и их действие на человеческий организм. Ему приписывают изобретение процесса перегонки эфирных масел.

В Индии при строительстве храмов, например, в раствор добавляли, согласно тайным рецептам, эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, располагая к покою, раздумьям и медитации.

Китай.

Китайские алхимики развили свою систему лечения травами. Они также были озабочены поисками ключа к бессмертию и экспериментировали с запахами растений. Они считали, что в эфирной субстанции запахов заключены магические силы и души растений. Поэтому многие растения они использования для «переговоров с Богами» в той или иной ситуации. В домах богатых китайцев существовала специальная ком­ната для приема родов, в которой жгли полынь, что­ бы умилостивить богов и помочь роженице рассла­биться. Дети носили на шее мешочки с камфарой, которая активизировала работу мозга и защищала от болезней.

Еще 5 тысяч лет назад китайцы использовали съедобные травы и тростник, росшие вдоль берегов Хуанхэ, в гигиенических целях. Лечение травами и ароматами китайские врачеватели сочетали с массажем и акупунктурой. Самый ранний справочник по травам был составлен императором Шен Нунг. «Великий травник» (1000-700 лет до нашей эры) содержит около 350 наименований лекарственных растений и препаратов. Императору Хуанди приписывают создание книги «Классическая внутренняя медицина желтой империи» (2650 год до н. э.). В этой работе есть несколько ссылок на ароматические лекарственные средства и массаж, и здесь же описаны основы акупунктуры.

После падения Римской империи использование благовоний и ароматических веществ пришло в упадок. Трактаты и книги по благовониям попали в арабский мир. Арабский ученый, врач Авиценна, вновь открыл дистилляцию растительных веществ. Примитивная дистилляция существовала и до него, но Авиценна усовершенствовал процесс, удлинив охлаждающую трубку и свернув ее змеевиком. Это значительно повысило эффективность процесса конденсации пара и получения эссенции. Таким образом появилась розовая вода, широко используемая и в наши дни в странах Среднего Востока, особенно в кулинарных целях. Персы вывозили ее в Китай, Европу, Индию. Для изготовления духов применяли розы, лилии, нарциссы, фиалки.

Арабы впервые применили хорошо сегодня известный мускус, который оказался прекрасным фиксатором эфирных масел, обеспечивая устойчивость аромата. И именно арабы ввели для использования в медицине, кулинарии и парфю­мерии многие хорошо известные ныне растения: сандал, гвоздику, мускатный орех, камфару, кас­сию и другие.

За всю жизнь Авиценна написал почти 100 книг. Самая известная из них — «Канон врачебной науки». На эту работу ссылались как на стандарт знаний многие медицинские школы в течение 500 последующих лет, вплоть до середины XVI века. Авиценна упоминал о многих эфирных маслах: ромашковом, коричном, укропном, мятном.

Между Западом и Востоком стали процветать торговые пути, специи и ароматические вещества привозились в Европу с Востока, сандаловое дерево — из Индии. Арабская парфюмерия стала очень популярной. Если римляне завезли семена многих растений в зарубежные страны, то крестоносцы привезли к себе домой экзотические благовония и эфирные масла, а также знание того, как их получать. Только теперь по-настоящему началась торговля эфирными маслами. Торговали главным образом корицей, сандалом, камфорой, бензойной смолой, мускусом, ладанником, позже ладаном и миррой.

Древняя Иудея. 

О широком использовании иудеями ароматических веществ в библейские времена свидетельствуют многочисленные указания, содержащиеся в Священном Писании. Наиболее известными были мирра, ладан, нард, корица, алое и кассия, ввозимые большей частью в Иудею из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, намащивания тела, врачевания.

Из дерева корицы, воспевавшегося в священном саду Соломона, готовили порошок, входивший в состав священного благовония, которым помазывались священные лица и сосуды. С этой же целью использовалась мирра. В Евангелии от Марка упоминаются и другие благовония, которые использовались для возлияния на голову и помазания ног дорогих гостей. Мирра была одним из даров восточных волхвов, приходивших на поклонение к младенцу Иисусу.

Европа.

Во времена средневековья в Европе использование трав и ароматических масел было широко распространено. При изготовлении пищи обильно использовали травы и специи, не только для усиления вкуса, но и для маскирования вкуса испорченного мяса. Также было широко распространенным знание о медицинских и антисептических свойствах растений.

В больших, богатых домах оборудовали комнату с перегонным кубом — ее всегда делали несколько в стороне от основного строения специально для работы с травами и растениями (с которыми работать, должно быть, было одно удовольствие). Именно здесь были изобретены основные ароматические рецепты мазей, сильных травяных настоек и основных медицинских микстур. В тканевые мешочки помещали сухие травы, которые затем располагали между бельем и одеждой как средство борьбы с молью. Матрасы и подушки набивали травами и цветами со сладким ароматом.

На этажах располагали растения лаванды, иссопа, тимьяна и мяты, чтобы заглушить сильные запахи, возникавшие из-за отсутствия водопровода и канализации и недостаточной личной гигиены. В случае возникновения опасности заболевания вокруг дома вывешивались связками такие сильнодействующие травы, как тимьян и розмарин, или же их сжигали, понимая, что до тех пор, пока будут держаться благоухания, заболевания вряд ли смогут проявиться. Средние века ныне печально известны теми антисанитарными условиями, в которых жило большинство людей. Ароматические масла использовались не только для удовольствия и обеспечения чистоты — нередко они оказывались единственным способом для борьбы с недугами и болями.

В XVI веке было написано много книг о дистилляции, особенно в Германии. Широко распространена была алхимия — мистическая наука о превращении простых металлов в драгоценные с помощью философского камня. Швейцарский врач и алхимик Парацельс в XVI веке написал «Большую хирургическую книгу». Он утверждал, что задача алхимии не превращать простые металлы в золото, а, напротив, развивать медицину, особенно применение лекарственных растений.

В 1597 году немец Брауншвейг опубликовал свою книгу «Neue Vollkommen Distillierbuch» («Новую полную книгу о дистилляции»), в которой упоминалось о 25 эфирных маслах.

На протяжении всей эпохи Возрождения эфирные масла применяли очень широко, а ботаника была частью развивающейся медицины.

Использование ароматических веществ пришло в Европу с норманнскими завоевателями, которые принесли с собой обычай усыпать пол пахучими растениями, чтобы бороться с такими паразитами, как блохи, вши, и для профилактики болезней. Благовония, масла, духи попали в Европу в XII веке вместе с крестоносцами, которые почерпнули свои знания у арабов.

В средние века чума, ставшая бичом всех людей, унесла примерно от трети до половины населения Европы. В этот период всем советовали собирать ароматические цветы, коренья и, высушив, носить при себе, а также сжигать в домах и на улицах. Считалось, что окуривание воздуха разрушает «дух» смертельной болезни, которая витает в воздухе.

Во время Великой Чумы ароматические костры жгли по всему городу каждые 12 часов. Огромные костры из сосны и деревьев давали едкий дым, и он был наиболее эффективным. Ароматические свечи горели в больницах. Каждое ароматическое средство, известное тому времени, было задействовано против Черной Смерти. Отмечен интересный факт, жители английского поселка Буклесбэри в XVIII веке спаслись от мора благодаря тому, что посе­лок был центром производства и торговли лавандой. Лаванда — надежнейшее антимикробное средство. Воздух, насыщенный эфирными маслами лаванды, обладает сильными дезинфицирующими свойства­ми. Известно также, что французские средневековые парфюмеры, а также рабочие парфюмерных фабрик редко страдали от эпидемий холеры и туберкулеза, которые носили в то время чуть ли не повальный характер.

Древняя Русь.

О появлении ароматических веществ на Руси говорят хозяйственные записи русских царей. В них говорится, что «ароматы изготавливаются в царской аптеке и сберегаются в серебряных и золотых ароматницах». Рецепты ароматов держались в тайне, но известно, что в их состав входили розовая вода, серая амбра, настои трав.

В России эфирные масла стали известны при Петре I. Лечение запахами было традиционным. Устраивали так называемое «чепучинское сиденье». Маленькая деревянная камера (чепучина), насыщенная ароматами распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Граф Воронцов во время эпидемии чумы приказывал окуривать полынью избы и скотные дворы. Благодаря этим мерам в Таврической губернии удалось остановить распространение смертельно опасной болезни. Полынь, также использовали при эпидемии холеры. Дамы,  в XVII-XIX веках, брали с собой на балы флакончики с нюхательной солью, которые спасали от мигрени, насморка и  угрозы обморока. Популярны были мешочки с душистой пудрой, раскладываемые в белье. Женщины из мещанского сословия очень любили герань. Считается, что ее запах создает в доме атмосферу спокойствия и уюта.

Окуривания и примитивные ингаляции с давних пор использовались при различных заболе­ваниях и известны во многих странах мира. Не была исключением и наша страна. И самый простой при­мер — русская баня. Листья веников, которые  применяются в парилках, особенно молодые, выделя­ют множество фитонцидов — целебных летучих веществ.

На Руси по утрам парились вениками из рябины и полыни, и аромат этих растений заряжал тело бод­ростью и здоровьем. Кроме того, считалось, что запа­хи рябины и пижмы активизируют деятельность го­ловного мозга, а полынь увеличивает силу сокраще­ния мышц, поэтому беременным женщинам было запрещено иметь дело с полынью. А старинный обы­чай париться березовыми вениками сохранился и до наших дней.

В русских аптеках XIX века продавались кури­тельные свечи, содержащие уголь, смолы и травы и обладающие высокими антимикробными свойст­вами. Этими свечами дезинфицировали помещение, в которых находился больной. Широко применя­лись и ингаляции парами скипидара.

Использованная литература. Источники.

Оцените статью
( 11 оценок, среднее 5 из 5 )
Поделиться
Академия Зеленое саше
Добавить комментарий

  1. Ольга Ивановна (45лет)

    Какая прелестная статья. Советую выливать виагру в ведро. Эффект не заставляет себя ждать. Обязательно ознакомьтесь с частью про Греков, очень захватывающее

    Ответить